Ручной пулемет Дегтярёва КБ-П-180 с секторным магазином

 

Ручной пулемет Дегтярёва КБ-П-260 с ленточным питанием

 

Ручной пулемет Симонова РПС-3

 

Ручной пулемет Савина 64П 

Ручной пулемет Булкини ТКБ-335

 

Ручной пулемет Акулина ТКБ-336

Ручной пулемет Владимирова

Примечания:

   В 1942 г. ГАУ КА объявило конкурс на "ручной пулемет упрощённой конструкции и технологии". Испытания первых образцов удалось начать только в июле 1943г. На конкурс были представлены следующие модели:
7,62-мм ручной пулемёт конструкции Дегтярёва (КБ-2) с магазинным питанием — КБП-180.
7,62-мм ручной пулемёт конструкции Дегтярёва (КБ-2) с ленточным питанием — КБП-260.
7,62-мм ручной пулемёт конструкции Савина (ОКБ-16) — 64П.
7,62-мм ручной пулемёт конструкции Симонова (ОКБ-180) — РПС-3.
7,62-мм ручной пулемёт конструкции Булкина (ЦКБ-14) — ТКБ-335.
7,62-мм ручной пулемёт конструкции Акулинина (ЦКБ-14) — ТКБ-336.
Все шесть опытных пулемётов были сделаны по схеме отвода газов через отверстия в стволе и продольным движением поршня назад. Охлаждение воздушное, сменный ствол, за исключением РПС-3 (Симонова), у которого был предусмотрен более массивный ствол без возможности быстрой замены. Питание у всех образцов, за исключением КБП-260, осуществлялось из коробчатого магазина. Ко всем пулемётам ещё до начал испытаний был высказан ряд замечаний — но главным стал пункт о технологичности. В отчёте об испытаниях было зафиксировано следующее: «В технологическом отношении ни один из испытывавшихся образцов не удовлетворяет ТТТ, согласно которому технологическая ёмкость опытного образца должна быть в 1,5–2 раза меньше по сравнению с ДП (24 станкочаса). Единственный пулемет уложившийся в этот норматив- РПС-3 Симонова (18 станкочасов). Следующий этап — опробование стрельбой стал последним для пулемёта Акулинина, дававшего вспучивания гильз и даже отрывы дна гильзы. Пулемёт не был допущен к дальнейшим испытаниям, как не обеспечивающий безопасной стрельбы. . Обе системы Дегтярёва (КБП-180 и КБП-260) отказали при низких температурах и смазке № 21 (зимняя смазка для смазывания трущихся частей и механизмов пулемета при температурах до минус 40 °С). И это был относительно хороший результат, потому что: «Остальные системы последним видам испытаний не подвергались, т.к. к этому времени вышли из строя». Провалили пулеметы также стрельбы на живучесть. Ни один образец по безотказности не удовлетворяет ТТТ (по ТТТ допускается не свыше 0,15% задержек). Большинство задержек у всех систем из-за необработанности механизмов питания. Красная Армия так и не получила летом 1943 г. новый ручник, ни под ленточное, ни под магазинное питание. Надёжно работающий магазин на 20 патронов 7,62×54R появился только в 1944 г. Но к этому времени перспективным патроном для лёгкого ручника уже стал промежуточный патрон обр. 1943 г., а в более высокой нише приоритет окончательно был отдан ленточному питанию. Имеются упоминания о ручном пулемете Владимирова, но он, вероятно, на испытания представлен не был. 

 Уже к началу сентября 1943г. новых и доработанных образцов «ручников» набралось на очередной этап сравнительных испытаний. Возглавил список фаворит прошлого этапа — 7,62-мм ручной пулемет РПС-6 конструкции Симонова (КБ-180), доработанный автором по замечаниям комиссии. Вторым стал его соперник по прошлому этапу — образец конструкции Дегтярёва (КБ-2), также доработанный с учётом выявившихся на прошлых испытаниях недостатков. Впервые на полигоне оказались два образца — 7,62-мм ручной пулемет конструкции Горюнова ГВГ? (Горюнов-Марков_Горюнов/ Горюнов-Кустов-Марков (ист.2)? (завод № 2) и 7,62-мм ручной пулемёт конструкции Скворцова, изготовленный там же. Перед началом основных испытаний опытные пулемёты прошли пробный отстрел на 300 выстрелов. Здесь выбыл пулемет системы Скворцова, давший 30 задержек. Дальнейшие испытания на безотказность проводились уже в ходе общего настрела на живучесть системы. Общий настрел РПС-6 до поломки стебля затвора составил 30 300 выстрелов, что вывело РПС в лидеры испытаний. На втором месте оказался образец Горюнова, у которого клин подвижной системы и раздутие ствольной коробки случились на 21 463 выстреле. И, наконец, опытный пулемёт КБ-2 выдержал только 10 330 выстрелов. Относительно пулемёта Симонова офицеры стрелкового полигона сошлись во мнении, что хотя он и дал повышенный процент задержек по вине питания , тем не менее, дорабатывать следует именно его. К положительным сторонам были отнесены простота устройства, небольшой вес, конструкция с открытой ствольной коробкой (полученные при испытании задержки устранялись взведением системы), удобство в применении и, что было едва ли не главным требованием в тот момент, технологичность — РПС в производства был примерно в 1,5 проще ДП.
Разница в результатах была достаточно значимой, чтобы сделать вполне определённый вывод. Пулемёты конструкции Дегтярёва и Горюнова были объявлены не выдержавшими испытаний.  Победа досталась РПС-6 Симонова. (найдено также упоминание о пулемете ТКБ-264 1942 года .иэ Златоуста. Никаких других данных по нему  нет.).

Источники:
Болотин Д.Н. История советского стрелкового оружия и патронов. СПб. Полигон. 1995г.
Уланов А. Две загадки cтанкового «горюнова». "Калашников". 2020 № 4-5
Уланов А. Пулемётная драма Красной Армии Ч. II. V.  "Калашников".2016 № 12;  2017 № 8